Расход воды на внутреннее пожаротушение не зависит от
Перейти к содержимому

Расход воды на внутреннее пожаротушение не зависит от

  • автор:

Расход воды на внутреннее пожаротушение не зависит от

Добрый день! Знаю, что много где обсуждалось, но хотелось бы еще раз кое что уточнить, чтобы поставить точку.
Вот у меня есть 5-ти секционный жилой дом, каждая секция имеет свою этажность. На 1 этаже офисы.

Начинаем читать 1 абзац п. 4.16

Для частей зданий различной этажности или помещений различного назначения необходимость устройства внутреннего противопожарного водопровода и расхода воды на пожаротушение надлежит принимать отдельно для каждой части здания согласно 4.1.1 и 4.1.2.

Т.е. я начинаю определять для каждой секции и офисов отдельно.
У меня вышло так:
в секции 1 — 2х2,5 (17 этажей)
в секции 2 — 1х2,5 (14 этажей)
в остальных не требуется — меньше 12-ти этажей
в офисах — не требуется (объем меньше 5000 м3)

Потом читаем 2 абзац п. 4.16

При этом расход воды на внутреннее пожаротушение следует принимать:
— для зданий, не имеющих противопожарных стен, — по общему объему здания;
— для зданий, разделенных на части противопожарными стенами I и II типов, — по объему той части здания, где требуется наибольший расход воды.

У меня секции делятся стенами 2-го типа. Значит общий расход воды на внутреннее пожаротушение всего ЗДАНИЯ берется по секции 1 — 2х2,5. Верно?
Но здесь я кое что не понимаю. Мы так и проектируем: в секции 1 — два ствола, а в секции 2 — один ствол? Или нам в секции 2 теперь тоже надо брать 2х2,5?

Я понимаю, что все так и остается:
в секции 1 — 2х2,5 (17 этажей)
в секции 2 — 1х2,5 (14 этажей)
но общий расход воды на все ЗДАНИЕ составляет 2х2,5? А если бы вместо стен были перегородки? Тогда так что ли: 2х2,5 + 1х2,5?

7.10.2013, 12:46

Не, что-то не то. Все равно не могу понять. Вот у нас есть 2 секции. В одной секции 1 ствол, насос из него должен обеспечить напор воды, что бы расход был 2,5 литра в секунду. В другой секции 2 ствола и каждый должен выдавать по 2,5 литра в секунду, т.е. насос должен обеспечить напор, чтобы одновременно из двух стволов модно было тушить с расходом 5 литров в секунду. В итоге для внутреннего пожаротушения устанавливается в помещении насосной станции насос, который бы обеспечивал для каждой секции расход воды в 5 литров в секунду? Так? Разница лишь в том, что в секции 1 у нас 1 ствол, но выходит он тоже будет обеспечивать расход 5 литров в секунду. а в секции 2 — два ствола каждый по 2.5. Если у нас 2 секции разделены стеной 2-го типа, тогда все остается как есть. А если перегородкой, тогда уже насос должен обеспечивать другой напор? Или я совсем запутался? )

7.10.2013, 13:07

если по второму случаю (с перегородкой (чего не может быть)), тогда обьем дома будет другой, соответственно и пожрасход надо считать на другой обьем.

7.10.2013, 13:29
Цитата(Pirate @ 7.10.2013, 13:22)

Я понимаю, что все так и остается:
в секции 1 — 2х2,5 (17 этажей)
в секции 2 — 1х2,5 (14 этажей)
но общий расход воды на все ЗДАНИЕ составляет 2х2,5? А если бы вместо стен были перегородки? Тогда так что ли: 2х2,5 + 1х2,5?

нет, не остаётся, во всём здании берёте «по объему той части здания, где требуется наибольший расход воды», в вашем случае 2х2,5, и всё здание тушите этим расходом, во всех секциях.
ну и до кучи расход будет не 2,5 а 2,6 или больше, потому что кроме таблицы 1 СНиПа есть ещё таблица 3

7.10.2013, 13:41
Цитата(Pirate @ 7.10.2013, 13:46)
. насос, который бы обеспечивал для каждой секции расход воды в 5 литров в секунду?

Для 1 секции 2х2,5 л/с, для второй 1х2,5 л/с.
Цитата(Pirate @ 7.10.2013, 13:46)

Разница лишь в том, что в секции 1 у нас 1 ствол, но выходит он тоже будет обеспечивать расход 5 литров в секунду?!

Каким образом он вам выдаст 5 л/с?
Цитата(Pirate @ 7.10.2013, 13:46)

Если у нас 2 секции разделены стеной 2-го типа, тогда все остается как есть. А если перегородкой, тогда уже насос должен обеспечивать другой напор? Или я совсем запутался? )

У вас уже есть стена 2 типа. Хватит себя путать.

Цитата(Tolidze @ 7.10.2013, 14:29)

нет, не остаётся, во всём здании берёте «по объему той части здания, где требуется наибольший расход воды», в вашем случае 2х2,5, и всё здание тушите этим расходом, во всех секциях.

Не согласен.
7.10.2013, 14:36
Цитата(Dmitry_vk @ 7.10.2013, 14:41)
Не согласен.

ну так обоснуйте))) написано же понятно и однозначно «для зданий, разделенных на части противопожарными стенами I и II типов, — по объему той части здания, где требуется наибольший расход воды», т.е. для всего здания принимается по той части где расход больше

7.10.2013, 14:40
Цитата(Dima_UA @ 7.10.2013, 14:07)

если по второму случаю (с перегородкой (чего не может быть)), тогда обьем дома будет другой, соответственно и пожрасход надо считать на другой обьем.

На какой другой объем? Расход в жилом доме берется в зависимости от высоты и длины коридора!

нет, не остаётся, во всём здании берёте «по объему той части здания, где требуется наибольший расход воды», в вашем случае 2х2,5, и всё здание тушите этим расходом, во всех секциях.

Тогда теряется смысл этого предложения:

Для частей зданий различной этажности или помещений различного назначения необходимость устройства внутреннего противопожарного водопровода и расхода воды на пожаротушение надлежит принимать отдельно для каждой части здания согласно 4.1.1 и 4.1.2.

Написали бы тогда сразу, что брать надо по наибольшей секции для всего здания.

нет, не остаётся, во всём здании берёте «по объему той части здания, где требуется наибольший расход воды», в вашем случае 2х2,5, и всё здание тушите этим расходом, во всех секциях.

Не согласен.

Я тоже не согласен.

Каким образом он вам выдаст 5 л/с?

Dmitry_vk, я может что-то не совсем верно понимаю или уже совсем запутался. Помогите, пожалуйста, разобраться. Заодно еще уточню пару моментов.

Вот наш пример:

Вот мы определили, что в секции 1 у нас 2х2,5, а в секции 2 — 1х2,5. Спроектировали. В секции 1 краны спаренные. Я верно понимаю, что в трубопроводе, который закольцован и один для всех секций, должен быть такой напор, чтобы в секции 1 каждый кран выдавал 2,5 литра в секунду? Т.е. в общем напор должен обеспечивать 5 литров в секунду (2,5+2,5=5)? Краны ведь на одном стояке. Но это, судя по пункту 4.1.6, справедливо только если секции делятся по секциям стенами. Если же перегородками, тогда как-то по другому считается общий расход воды?! И я так понял суммируется вообще весь: 2,5+2,5+2,5=7,5. Так что ли?

7.10.2013, 14:43
Цитата(Pirate @ 7.10.2013, 13:46)

Не, что-то не то. Все равно не могу понять. Вот у нас есть 2 секции. В одной секции 1 ствол, насос из него должен обеспечить напор воды, что бы расход был 2,5 литра в секунду. В другой секции 2 ствола и каждый должен выдавать по 2,5 литра в секунду, т.е. насос должен обеспечить напор, чтобы одновременно из двух стволов модно было тушить с расходом 5 литров в секунду. В итоге для внутреннего пожаротушения устанавливается в помещении насосной станции насос, который бы обеспечивал для каждой секции расход воды в 5 литров в секунду? Так? Разница лишь в том, что в секции 1 у нас 1 ствол, но выходит он тоже будет обеспечивать расход 5 литров в секунду. а в секции 2 — два ствола каждый по 2.5. Если у нас 2 секции разделены стеной 2-го типа, тогда все остается как есть. А если перегородкой, тогда уже насос должен обеспечивать другой напор? Или я совсем запутался? )

на всё один расход, по большей части, а напор смотрите по диктующему пож крану

посоны! с чем вы не согласны то?? сказано ж в писании «для зданий, разделенных на части противопожарными стенами I и II типов, — по объему той части здания, где требуется наибольший расход воды», с чем тут можно не согласиться)))

7.10.2013, 14:52
на всё один расход, по большей части, а напор смотрите по диктующему пож крану

Я может совсем тугой и не понимаю что есть что?! ) Расход, например, 2,5 литра в секунду, — это то количестве воды, которое будет выходить из шланга в секунду — правильно? В зависимости от нужного расхода определяется нужный напор, который будет обеспечивать этот расход. А от сюда уже и необходимые насосы, нужной производительности. Все точно?

7.10.2013, 15:05
Цитата(Pirate @ 7.10.2013, 15:52)

Я может совсем тугой и не понимаю что есть что?! ) Расход, например, 2,5 литра в секунду, — это то количестве воды, которое будет выходить из шланга в секунду — правильно? В зависимости от нужного расхода определяется нужный напор, который будет обеспечивать этот расход. А от сюда уже и необходимые насосы, нужной производительности. Все точно?

по таблице 3 СНиПа на внутрянку определяете какой напор и расход у вас будет у ПК при определённом диаметре ПК, длине шланга и диаметре наконечника спрыска, получаете требуемый напор и расход у диктующего пож крана, умножаете расход на 2 ибо две струи (это будет расход насосной установки). считаете высоту диктующего пож крана относительно насосной установки, считаете потери давления по длине трубопровода, требуемый напор у диктующего пож крана ужеизвестен складываете всё это и получаете расчётный напор установки.

Таблица 3. Расход воды на пожаротушение в зависимости от высоты компактной части струи и диаметра спрыска

4.1.2. Расход воды и число струй на внутреннее пожаротушение в общественных и производственных зданиях (независимо от категории) высотой свыше 50 м и объемом до 50000 куб. м следует принимать 4 струи по 5 л/с каждая; при большем объеме зданий — 8 струй по 5 л/с каждая.

4.1.3. В производственных и складских зданиях, для которых в соответствии с таблицей 2 установлена необходимость устройства ВПВ, минимальный расход воды на внутреннее пожаротушение, определенный по таблице 2, следует увеличивать:

при применении элементов каркаса из незащищенных стальных конструкций в зданиях III и IV (С2, С3) степеней огнестойкости, а также из цельной или клееной древесины (в том числе подвергнутой огнезащитной обработке) — на 5 л/с;

при применении в ограждающих конструкциях зданий IV (С2, С3) степени огнестойкости утеплителей из горючих материалов — на 5 л/с для зданий объемом до 10 тыс. м3. При объеме зданий более 10 тыс. м3 — дополнительно на 5 л/с на каждые последующие полные или неполные 100 тыс. м3 объема.

Требования настоящего пункта не распространяются на здания, для которых в соответствии с таблицей 2 внутренний противопожарный водопровод не требуется предусматривать.

4.1.4. В помещениях залов с массовым пребыванием людей при наличии сгораемой отделки число струй на внутреннее пожаротушение следует принимать на одну больше, чем указано в таблице 1.

4.1.5. Внутренний противопожарный водопровод не требуется предусматривать:

а) в зданиях и помещениях объемом или высотой менее указанных в таблицах 1 и 2;

б) в зданиях общеобразовательных школ, кроме школ-интернатов, в том числе школ, имеющих актовые залы, оборудованные стационарной киноаппаратурой, а также в банях;

в) в зданиях кинотеатров сезонного действия на любое число мест;

г) в производственных зданиях, в которых применение воды может вызвать взрыв, пожар, распространение огня;

д) в производственных зданиях I и II степеней огнестойкости категорий Г и Д независимо от их объема и в производственных зданиях III — V степеней огнестойкости объемом не более 5000 куб. м категорий Г и Д;

е) в производственных и административно-бытовых зданиях промышленных предприятий, а также в помещениях для хранения овощей и фруктов и в холодильниках, не оборудованных хозяйственно-питьевым или производственным водопроводом, для которых предусмотрено тушение пожаров из емкостей (резервуаров, водоемов);

ж) в зданиях складов грубых кормов, пестицидов и минеральных удобрений.

Примечание — Допускается не предусматривать внутренний противопожарный водопровод в производственных зданиях по переработке сельскохозяйственной продукции категории В, I и II степеней огнестойкости, объемом до 5000 куб. м.

4.1.6. Для частей зданий различной этажности или помещений различного назначения необходимость устройства внутреннего противопожарного водопровода и расхода воды на пожаротушение надлежит принимать отдельно для каждой части здания согласно 4.1.1 и 4.1.2.

При этом расход воды на внутреннее пожаротушение следует принимать:

для зданий, не имеющих противопожарных стен, — по общему объему здания;

для зданий, разделенных на части противопожарными стенами I и II типов, — по объему той части здания, где требуется наибольший расход воды.

При соединении зданий I и II степеней огнестойкости переходами из несгораемых материалов и установке противопожарных дверей объем здания считается по каждому зданию отдельно; при отсутствии противопожарных дверей — по общему объему зданий и более опасной категории.

4.1.7. Гидростатическое давление в системе хозяйственно-противопожарного водопровода на отметке наиболее низко расположенного санитарно-технического прибора не должно превышать 0,45 МПа.

Гидростатическое давление в системе раздельного противопожарного водопровода на отметке наиболее низко расположенного пожарного крана не должно превышать 0,9 МПа.

При расчетном давлении в сети противопожарного водопровода, превышающем 0,45 МПа, необходимо предусматривать устройство раздельной сети противопожарного водопровода.

Примечание — При давлении у ПК более 0,4 МПа между пожарным клапаном и соединительной головкой следует предусматривать установку диафрагм и регуляторов давления, снижающих избыточное давление. Допускается устанавливать диафрагмы с одинаковым диаметром отверстий на 3 — 4 этажа здания.

4.1.8. Свободное давление у пожарных кранов должно обеспечивать получение компактных пожарных струй высотой, необходимой для тушения пожара в любое время суток в самой высокой и удаленной части помещения. Наименьшую высоту и радиус действия компактной части пожарной струи следует принимать равными высоте помещения, считая от пола до наивысшей точки перекрытия (покрытия), но не менее, м:

6 — в жилых, общественных, производственных и вспомогательных зданиях промышленных предприятий высотой до 50 м;

8 — в жилых зданиях высотой свыше 50 м;

16 — в общественных, производственных и вспомогательных зданиях промышленных предприятий высотой свыше 50 м.

1. Давление у пожарных кранов следует определять с учетом потерь давления в пожарных рукавах длиной 10, 15 или 20 м.

2. Для получения пожарных струй с расходом воды до 4 л/с следует применять пожарные краны с комплектующими с DN 50, для получения пожарных струй большей производительности — с DN 65. При технико-экономическом обосновании допускается применять пожарные краны с DN 50 производительностью свыше 4 л/с.

4.1.9. Расположение и вместимость водонапорных баков здания должны обеспечивать получение в любое время суток компактной струи высотой не менее 4 м на верхнем этаже или этаже, расположенном непосредственно под баком, и не менее 6 м — на остальных этажах; при этом число струй следует принимать: две производительностью 2,5 л/с каждая в течение 10 мин. при общем расчетном числе струй две и более, одну — в остальных случаях.

При установке на пожарных кранах датчиков положения пожарных кранов для автоматического пуска пожарных насосов водонапорные баки допускается не предусматривать.

4.1.10. Время работы пожарных кранов следует принимать 3 ч. При установке пожарных кранов на системах автоматического пожаротушения время их работы следует принимать равным времени работы систем автоматического пожаротушения.

4.1.11. В зданиях высотой 6 этажей и более при объединенной системе хозяйственно-противопожарного водопровода пожарные стояки следует закольцовывать поверху. При этом для обеспечения сменности воды в зданиях необходимо предусматривать кольцевание противопожарных стояков с одним или несколькими водоразборными стояками с установкой запорной арматуры.

Стояки раздельной системы противопожарного водопровода рекомендуется соединять перемычками с другими системами водопроводов при условии возможности соединения систем.

На противопожарных системах с сухотрубами, расположенных в неотапливаемых зданиях, запорную арматуру следует располагать в отапливаемых помещениях.

4.1.12. При определении мест размещения и числа пожарных стояков и пожарных кранов в зданиях необходимо учитывать следующее:

в производственных и общественных зданиях при расчетном числе струй не менее трех, а в жилых зданиях — не менее двух на стояках допускается устанавливать спаренные пожарные краны;

в жилых зданиях с коридорами длиной до 10 м при расчетном числе струй две каждую точку помещения допускается орошать двумя струями, подаваемыми из одного пожарного стояка;

в жилых зданиях с коридорами длиной более 10 м, а также в производственных и общественных зданиях при расчетном числе струй 2 и более каждую точку помещения следует орошать двумя струями — по одной струе из 2 соседних стояков (разных ПК).

1. Установку пожарных кранов в технических этажах, на чердаках и в техподпольях следует предусматривать при наличии в них сгораемых материалов и конструкций.

2. Число струй, подаваемых из каждого стояка, следует принимать не более двух.

3. Исключен с 1 февраля 2011 года. — Изменение N 1, утв. Приказом МЧС РФ от 09.12.2010 N 641.

4.1.13. Пожарные краны следует устанавливать таким образом, чтобы отвод, на котором он расположен, находился на высоте (1,35 +/- 0,15) м над полом помещения, и размещать в пожарных шкафах, имеющих отверстия для проветривания, приспособленных для их опломбирования. Спаренные ПК допускается устанавливать один над другим, при этом второй ПК должен быть установлен на высоте не менее 1 м от пола.

4.1.14. В пожарных шкафах производственных, вспомогательных и общественных зданий следует предусматривать возможность размещения переносных огнетушителей.

4.1.15. Внутренние сети противопожарного водопровода каждой зоны здания высотой 17 этажей и более должны иметь 2 выведенных наружу патрубка с соединительными головками диаметром 80 мм для подключения передвижной пожарной техники с установкой в здании обратного клапана и нормальной открытой опломбированной задвижки.

4.1.16. Внутренние пожарные краны следует устанавливать преимущественно у входов, на площадках отапливаемых (за исключением незадымляемых) лестничных клеток, в вестибюлях, коридорах, проходах и других наиболее доступных местах, при этом их расположение не должно мешать эвакуации людей.

4.1.17. В помещениях, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения, внутренние ПК допускается размещать на водяной спринклерной сети после узлов управления на трубопроводах диаметром DN-65 и более.

4.1.18. В неотапливаемых помещениях закрытого типа за пределами насосной станции трубопроводы ВПВ допускается выполнять сухотрубными.

О расходах воды на наружное и внутреннее пожаротушение жилых зданий Ф 1.3 высотой более 25 этажей

Письмо СРО НП «Альянс Пожарной Безопасности» №05.03.2012 от 05.03.2012 г. «О расходах воды на наружное и внутреннее пожаротушение жилых зданий класса функциональной пожарной опасности Ф 1.3 высотой более 25 этажей(26,27 эт.) не превышающих 75 м. по высоте, при этом учитывается требование статьи 68 п. 7 «Технического регламента» 123-ФЗ»

Уважаемый Юрий Иванович!

В настоящее время характерным, почти типовым решением является проектирование жилых домов 26, 27 этажей .

При этом высота 26-этажного жилого дома (смотри чертеж — разрез дома) определяется отметкой 26-го этажа (70.000 м.) плюс высота до подоконника 0.800 м., плюс отметка земли. Общая сумма в метрах варьируется от 73.350 до 74.450 м.

Расход воды на наружное пожаротушение на один пожар при объеме наибольшего пожарного отсека (не более 150 тыс. м 3 ) определяем по п. 5.2, таб. 2, СП 8.13130.2009, или по таб. 8 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» 123 — ФЗ, расход равен 30 л/c., но в первой графе таблиц ограничивается этажность зданий Ф 1.3 «. более 16, но не более 25».

Требуется разрабатывать Специальные Технические условия в соответствии с п.13 СП 8 13130.2009, если здание имеет более 25 жилых этажей (26,27 эт.), но не превышает по высоте 75 м., по объему не более 150 тыс.м 3 и обеспечивается расход воды на один пожар с учетом требования статьи 68 п.7,123 — ФЗ для наружного противопожарного водопровода.

Аналогично стоит вопрос о разработке СТУ но расходу воды на внутренний противопожарный водопровод (Ф 13 27 эт.), проектируемый по таб. 1* СНиП 02.04.01-85*, СП 10.13130.2009. «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» не оговаривает компенсирующие условия, если этажность жилых зданий более 25 м.

Обращаем Ваше внимание:

При проектировании путей эвакуации СП 1.13130.2009 или противопожарных преград, а также конструкций с определенным пределом огнестойкости СП 4.13130.2009 и т.д., высота здания определяется в метрах (28, 50, 75), а не этажностью.

Письмо ФГБУ ВНИИПО МЧС России №11-5-02-1923эп от 17.04.2012 г.

Расход воды на внутреннее и наружное противопожарное водоснабжение для зданий функциональной пожарной опасности Ф1-Ф4 определяется по табл.1 СП 10.13130.2009 “Системы противопожарной защиты. Внутренний противопожарный водопровод. Требования пожарной безопасности.” и табл.2 СП 8.13130.2009 “Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности.”

При выборе расходов воды для вышеуказанных объектов защиты, основной из характеристик является этажность здания.

В связи с тем, что расходы воды определяются в зависимости от этажности здания, для жилого здания этажностью свыше 25 этажей необходима, в соответствии с ч.2 ст. 78 Федерального закона от 22.07.2008г. №123-ФЗ “Технический регламент о требованиях пожарной безопасности”, разработка специальных технических условий.

Системы внутреннего холодного и горячего водоснабжения

6.1.* Для жилых и общественных зданий, а также административно-бытовых зданий промышленных предприятий необходимость устройства внутреннего противопожарного водопровода, а также минимальный расход воды на пожаротушение следует определять в соответствии с табл. 1*, а для производственных и складских зданий — в соответствии с табл. 2.

Расход воды на пожаротушение в зависимости от высоты компактной части струи и диаметра спрыска следует уточнять по табл. 3.

Необходимость устройства систем автоматического пожаротушения надлежит принимать согласно требованиям соответствующих сметных норм и правил и перечней зданий и помещений, подлежащих оборудованию автоматическими средствами пожаротушения, утвержденных министерствами. При этом следует учитывать одновременное действие пожарных кранов и спринклерных или дренчерных установок.

Примечания: 1. Минимальный расход воды для жилых зданий допускается принимать равным 1,5 л/с при наличии пожарных стволов, рукавов и другого оборудования диаметром 38 мм.

Примечания: 1. Для фабрик-прачечных пожаротушение следует предусматривать в помещениях обработки и хранения сухого белья.

2. Расход воды на внутреннее пожаротушение в зданиях или помещениях объемом свыше величин, указанных в табл. 2, следует согласовывать в каждом конкретном случае с территориальными органами пожарного надзора.

Высота компактной части струи или помещения, м

6.2. Расход воды и число струй на внутреннее пожаротушение в общественных и производственных зданиях (независимо от категории) высотой свыше 50 м и объемом до 50000 куб.м следует принимать 4 струи по 5 л/с каждая; при большем объеме зданий — 8 струй по 5 л/с каждая.

6.3*. В производственных и складских зданиях, для которых в соответствии с табл. 2 установлена необходимость устройства внутреннего противопожарного водопровода, минимальный расход воды на внутреннее пожаротушение, определенный по табл. 2, следует увеличивать:

при применении элементов каркаса из незащищенных стальных конструкций в зданиях IIIа и IVа степеней огнестойкости, а также из цельной или клееной древесины (в том числе подвергнутой огнезащитной обработке) — на 5 л/с (одна струя);

при применении в ограждающих конструкциях зданий IVа степени огнестойкости утеплителей из горючих материалов — на 5 л/с (одна струя) для зданий объемом до 10 тыс.куб.м; при объеме более 10 тыс.куб.м дополнительно на 5 л/с (одна струя) на каждые последующие полные или неполные 100 тыс.куб.м объема.

Требования настоящего пункта не распространяются на здания, для которых в соответствии с табл. 2 внутренний противопожарный водопровод не требуется предусматривать.

6.4. В помещениях залов с большим пребыванием людей при наличии сгораемой отделки число струй на внутреннее пожаротушение следует принимать на одну больше, чем указано в табл. 1*.

6.5.* Внутренний противопожарный водопровод не требуется предусматривать:

а) в зданиях и помещениях, объемом или высотой менее указанных в табл. 1* и 2;

б) в зданиях общеобразовательных школ, кроме школ-интернатов, в том числе школ, имеющих актовые залы, оборудованные стационарной киноаппаратурой, а также в банях;

в) в зданиях кинотеатров сезонного действия на любое число мест;

г) в производственных зданиях, в которых применение воды может вызвать взрыв, пожар, распространение огня;

д) в производственных зданиях I и II степеней огнестойкости категорий Г и Д независимо от их объема и в производственных зданиях III-V степеней огнестойкости объемом не более 5000 куб.м категорий Г, Д;

е) в производственных и административно-бытовых зданиях промышленных предприятий, а также в помещениях для хранения овощей и фруктов и в холодильниках, не оборудованных хозяйственно-питьевым или производственным водопроводом, для которых предусмотрено тушение пожаров из емкостей (резервуаров, водоемов);

ж) в зданиях складов грубых кормов, пестицидов и минеральных удобрений.

Примечание. При напорах у пожарных кранов более 40 м между пожарным краном и соединительной головкой следует предусматривать установку диафрагм, снижающих избыточный напор. Допускается устанавливать диафрагмы с одинаковым диаметром отверстий на 3-4 этажа здания (см. номограмму 5 рекомендуемого приложения 4).

6.6.* Для частей зданий различной этажности или помещений различного назначения необходимость устройства внутреннего противопожарного водопровода и расхода воды на пожаротушение надлежит принимать отдельно для каждой части здания согласно пп. 6.1* и 6.2.

При этом расход воды на внутреннее пожаротушение следует принимать:

для зданий, не имеющих противопожарных стен, — по общему объему здания;

для зданий, разделенных на части противопожарными стенами I и II типов, — по объему той части здания, где требуется наибольший расход воды.

При соединении зданий I и II степеней огнестойкости переходами из несгораемых материалов и установке противопожарных дверей объем здания считается по каждому зданию отдельно; при отсутствии противопожарных дверей — по общему объему зданий и более опасной категории.

6.7.* Гидростатический напор в системе хозяйственно-питьевого или хозяйственно-противопожарного водопровода на отметке наиболее низко расположенного санитарно-технического прибора не должен превышать 45 м.

Гидростатический напор в системе раздельного противопожарного водопровода на отметке наиболее низко расположенного пожарного крана не должен превышать 90 м.

При расчетном давлении в сети противопожарного водопровода, превышающем 0,45 МПа, необходимо предусматривать устройство раздельной сети противопожарного водопровода.

Примечание. При напорах у пожарных кранов более 40 м между пожарным краном и соединительной головкой следует предусматривать установку диафрагм, снижающих избыточный напор. Допускается устанавливать диафрагмы с одинаковым диаметром отверстий на 3-4 этажа здания (см. номограмму 5 рекомендуемого приложения 4).

6.8. Свободные напоры у внутренних пожарных кранов должны обеспечивать получение компактных пожарных струй высотой, необходимой для тушения пожара в любое время суток в самой высокой и удаленной части здания. Наименьшую высоту и радиус действия компактной части пожарной струи следует принимать равными высоте помещения, считая от пола до наивысшей точки перекрытия (покрытия), но не менее, м:

6 — в жилых, общественных, производственных и вспомогательных зданиях промышленных предприятий высотой до 50 м;

8 — в жилых зданиях высотой свыше 50 м;

16 — в общественных, производственных и вспомогательных зданиях промышленных предприятий высотой свыше 50 м.

Примечания: 1. Напор у пожарных кранов следует определять с учетом потерь напора в пожарных рукавах длиной 10, 15 или 20 м.

2. Для получения пожарных струй с расходом воды до 4 л/с следует применять пожарные краны и рукава диаметром 50 мм, для получения пожарных струй большей производительности — диаметром 65 мм. При технико-экономическом обосновании допускается применять пожарные краны диаметром 50 мм, производительностью свыше 4 л/с.

6.9. Расположение и вместимость водонапорных баков здания должны обеспечивать получение в любое время суток компактной струи высотой не менее 4 м на верхнем этаже или этаже, расположенном непосредственно под баком, и не менее 6 м — на остальных этажах; при этом число струй следует принимать: две производительностью 2,5 л/с каждая в течение 10 мин при общем расчетном числе струй две и более, одну — в остальных случаях.

При установке на пожарных кранах датчиков положения пожарных кранов для автоматического пуска пожарных насосов водонапорные баки допускается не предусматривать.

6.10. Время работы пожарных кранов следует принимать 3 ч. При установке пожарных кранов на системах автоматического пожаротушения время их работы следует принимать равным времени работы систем автоматического пожаротушения.

6.11. В зданиях высотой 6 этажей и более при объединенной системе хозяйственно-противопожарного водопровода пожарные стояки следует закольцовывать поверху. При этом для обеспечения сменности воды в зданиях необходимо предусматривать кольцевание противопожарных стояков с одним или несколькими водоразборными стояками с установкой запорной арматуры.

Стояки раздельной системы противопожарного водопровода рекомендуется соединять перемычками с другими системами водопроводов при условии возможности соединения систем.

На противопожарных системах с сухотрубами, расположенных в неотапливаемых зданиях, запорную арматуру следует располагать в отапливаемых помещениях.

6.12. При определении мест размещения и числа пожарных стояков и пожарных кранов в зданиях необходимо учитывать следующее:

в производственных и общественных зданиях при расчетном числе струй не менее трех, а в жилых зданиях — не менее двух на стояках допускается устанавливать спаренные пожарные краны;

в жилых зданиях с коридорами длиной до 10 м при расчетном числе струй две каждую точку помещения допускается орошать двумя струями, подаваемыми из одного пожарного стояка;

в жилых зданиях с коридорами длиной свыше 10 м, а также в производственных и общественных зданиях при расчетном числе струй две и более каждую точку помещения следует орошать двумя струями — по одной струе из двух соседних стояков (разных пожарных шкафов).

Примечания: 1. Установку пожарных кранов в технических этажах, на чердаках и в техподпольях следует предусматривать при наличии в них сгораемых материалов и конструкций.

2. Число струй, подаваемых из каждого стояка, следует принимать не более двух.

3. При числе струй четыре и более для получения общего требуемого расхода воды допускается использовать пожарные краны на соседних этажах.

6.13. Пожарные краны следует устанавливать на высоте 1,35 м над полом помещения и размещать в шкафчиках, имеющих отверстия для проветривания, приспособленных для их опломбирования и визуального осмотра без вскрытия. Спаренные пожарные краны допускается устанавливать один над другим, при этом второй кран устанавливается на высоте не менее 1 м от пола.

6.14. В пожарных шкафах производственных, вспомогательных и общественных зданий следует предусматривать возможность размещения двух ручных огнетушителей.

Каждый пожарный кран должен быть снабжен пожарным рукавом одинакового с ним диаметра длиной 10, 15 или 20 м и пожарным стволом.

В здании или частях здания, разделенных противопожарными стенами, следует применять спрыски, стволы и пожарные краны одинакового диаметра и пожарные рукава одной длины.

6.15. Внутренние сети противопожарного водопровода каждой зоны здания высотой 17 этажей и более должны иметь два выведенных наружу пожарных патрубка с соединительной головкой диаметром 80 мм для присоединения рукавов пожарных автомашин с установкой в здании обратного клапана и задвижки, управляемой снаружи.

6.16. Внутренние пожарные краны следует устанавливать преимущественно у входов, на площадках отапливаемых (за исключением незадымляемых) лестничных клеток, в вестибюлях, коридорах, проходах и других наиболее доступных местах, при этом их расположение не должно мешать эвакуации людей.

6.17. В помещениях, оборудуемых установками автоматического пожаротушения, внутренние пожарные краны допускается размещать на водяной спринклерной сети после узлов управления.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *