Сколько шлюзов на северском донце
Перейти к содержимому

Сколько шлюзов на северском донце

  • автор:

ГИДРОУЗЕЛ № 3 «СЕВЕРСКО-ДОНЕЦКОЙ ШЛЮЗОВАННОЙ СИСТЕМЫ»

ГИДРОУЗЕЛ № 3 "СЕВЕРСКО-ДОНЕЦКОЙ ШЛЮЗОВАННОЙ СИСТЕМЫ"

Получены сертификаты транспортной безопасности

Автоматическая установка пожарной сигнализации предназначена для обнаружения пожара и извещения о пожаре персонала защищаемых помещений, а также для передачи соответствующего извещения на круглосуточный пост охраны, оборудованный телефонной связью.
Для обнаружения пожара в защищаемых помещениях применены пожарные извещатели (ПИ) ИПД-3.1М, ИП 105-1G, ИПДЛ-Д-II/4P. ПИ подключены к прибору приемно-контрольному охранно-пожарному «С2000-4» или «Сигнал-10» по двухпроводным шлейфам сигнализации (ШС). На эвакуационных выходах предусмотрены приборы светового оповещения «Выход». При оповещении помещений применяются приборы звукового оповещения «Иволга ПКИ-1». На улице на фасаде здания установлены приборы свето-звукового оповещения «Маяк-12К».
Элементы пожарной сигнализации обеспечивают автоматическое самотестирование работоспособности и передачу информации, подтверждающую их исправность, на пост охраны на пульт приемно-контрольный С2000-М, посредством радиоканальных передатчиков «Невод-5».
Помещения зданий гидроузла оборудуются автоматической пожарной сигнализацией и системой оповещения людей о пожаре 2-го и 3-го типа. Оповещение людей о пожаре 2-го типа выполняется локально на каждом здании посредством световых табло и сирены Иволга ПКИ-1, система оповещения 3-го типа осуществляется путем установки на каждом берегу прибора управления речевым оповещением «Рупор-200» и громкоговорящих рупоров «HS-50T». При срабатывании сигнализации на локальном объекте осуществляется запуск системы оповещения 2-го типа локально внутри здания и запуск системы оповещения 3-го типа с информированием о сработавшем локальном объекте по территории левого и правого берега гидроузла.
Проектом предусмотрена установка пожарных стояков вдоль камеры шлюза в количестве 3 штук. На стояках диаметром 50х3 мм предусмотрены пожарные краны диаметром 50 мм с быстросмыкающейся гайкой. У каждого стояка устанавливается шкаф в комплекте с пожарным рукавом длиной 2х20 м, диаметром 50 мм, Ру=1,0 МПа с навязной головкой — гайкой «Богданова» и стволом диаметром 19 мм.
Забор воды на пожаротушение осуществляется со стороны здания поста управления «1» погружным насосом Calpeda серии 6// SDX фирмы «Calpeda», производительностью 36 м3/час, напором 30 м и мощностью 7,5 кВт, диаметр всасывающего трубопровода 89х3 мм. Номинальный диаметр подающего раструба G3( Ду80 мм). На напорном трубопроводе установлен обратный клапан диаметром 80 мм.
Противопожарные стояки объединены разводящим трубопроводом диаметром 89х3мм, 76х3 м, общей длиной 145 м, установленным вдоль ограждения камеры шлюза наземно. На зимний период система противопожарного водопровода опорожняется, через спускной кран.
Насосная установка для противопожарных целей запроектирована с ручным и дистанционным управлением. Включение насоса осуществляется от кнопок, установленных на панели щита, и автоматически по средствам шкп-10 IP-54.

Северско-Донецкая шлюзованная система (реки Северский Донец и Дон)

Северско-Донецкая шлюзованная система — комплекс гидротехнический сооружений, включающих в себя шесть низконапорных гидроузлов и шлюзов, построенных на реке Северский Донец, а также на реке Дон в Ростовской области (Россия) в 1911-1914 годах.

Необходимость строительства системы, ставшей последним крупным строительным проектом Российской империи, была вызвана потребностью в вывозе каменного угля Донбасса в регионы Азово-Черноморского бассейна, так как существовавшие железные дороги с объемами не справлялись.

Для обеспечения судоходной обстановки на протяжении участка длиной в 208 км от устья Северского Донца, впадающего в реку Дон выше Ростова-на-Дону, до территории Донбасса было построено шесть гидроузлов, а еще один был построен непосредственно на самом Дону.

Судоходную обстановку на реке Северский Донец поддерживает ФБУ «Азово-Донская Бассейновая Администрация». В настоящее время (на 2024 год) навигация на Северско-Донецкой системе (река Северский Донец) начинается 25 апреля и длится по 20 ноября (шлюз №2 и шлюз № 3), с 29 апреля по 18 октября работает шлюз №4, со 2 мая по 9 октября работает шлюз №5, шлюз №6 — с 5 мая по 30 сентября, а шлюз №7 — с 8 мая по 22 сентября. Шлюз №1 (Кочетковский гидроузел на реке Дон) работает с 1 апреля по 27 ноября.

Пассажирского судоходства по реке нет ни транзитного, ни локального, грузовые перевозки к началу 2010-х годов также сошли к минимуму и прекратились, а из флота на реке работает только технический путейский, занимающийся обслуживанием гидротехнических сооружений и судоходной обстановкой. Шлюзы №4, №5, №6 и №7 работают только предварительным заявкам.

Список гидроузлов Северско-Донецкой шлюзованной системы:

Апаринский гидроузел (шлюз №2, река Северский Донец)

Нижнежуравский гидроузел (шлюз №3, река Северский Донец)

Красноводский гидроузел (шлюз №4, река Северский Донец)

Дядинский гидроузел (шлюз №5, река Северский Донец)

Нижнесазоновский гидроузел (шлюз №6, река Северский Донец)

Верхнекрасный гидроузел (шлюз №7, река Северский Донец)

Северско-Донецкая шлюзованная система стала третьей подобной гидротехнической системой, построенной в Российской Империи. Первым проектом стала Мариинская водная система, построенная в 1799-1810 годах, часть из которой ныне стала Волго-Балтийским каналом. А в 1874-1877 годах была запущена действующая и сейчас Москворецкая шлюзованная система на реке Москве. А в 1930-х годах была сооружена Манычская шлюзованная система.

Северско-Донецкая шлюзованная система на карте

Верхнекрасный гидроузел (№ 7). Шлюз и плотина. Хутор Верхнекрасный, Каменский район. Ростовская область.

Верхнекрасный гидроузел (№ 7), входящий Северско-Донецкую шлюзованную систему. Расположен на Северском Донце у хутора Верхнекрасный, в 9 км от Каменска-Шахтинского. Верхнекрасный гидроузел был построен в 1911-1914 годах. Видео Юрий Асташов.

  • 2 942
  • 0
    Нашли ошибку в тексте? Выделите ее, и нажмите CTRL+ENTER

Три шлюза

Шлюзование рек Дона и Северского Донца для развития судоходства потребовало составления нескольких проектов. Проекты несколько раз уточнялись — в 1904 г. началось под руководством П.П. Пузыревского проектирование системы из 9 шлюзов по Северскому Донцу. В 1910 г. государственное казначейство ассигновало на шлюзование Северского Донца 4 691 540 рублей, но в связи с сокращением числа сооружений сумма затем была сокращена на 650 тыс. рублей. К июню 1914 г. на Северском Донце уже функционировали 7 шлюзов из 9 запланированных.

В июне 1912 г. Николай II подписал документ об отпуске из государственного казначейства 12,3 млн рублей на производство работ по шлюзованию р. Дон от хутора Калач до впадения в неё Северского Донца. Заведующим изыскательскими работами и составителем окончательного проекта шлюзования Дона с 1912 г. стал Л.В. Юргевич — начальник Киевского округа путей сообщения. Государственная Дума приняла проект, согласно которому углублялись верхний участок Дона до Калача и нижний- от устья Северского Донца до Ростова и строилось соответственное число плотин и шлюзов.

В целях наилучшего обеспечения интересов рыбоводства на Дону в плотинах устраивались рыбные ходы, учитывающие пути их миграции и породы.

В июле 1912 г. Николай II подписал Указ Правительствующему Сенату об отчуждении в собственность казны около 5 тыс. десятин земли в первом и втором Донских округах Области Войска Донского, начиная с земель станицы Голубинской вниз по течению до станицы Раздорской, а также из частно владельческих земель на той же территории для работ по шлюзованию р. Дон от хутора Калач до Северского Донца.

Большие споры вызвал вопрос выбора наиболее подходящего места для шлюза в низовьях Дона. Предлагалась альтернатива- либо его размещение у станицы Константиновской, либо у г. Нахичевань. Было выявлено, что строительство шлюза у г. Нахичевань вызовет затопление 50 тыс. десятин тучной луговой земли в Аксайском займище, уничтожит сады, заливные луга и гнездовья птиц. Учитывалось и то, что шлюз задержит ход нереста вверх по реке и это отрицательно скажется на рыболовстве жителей станицы Александровской, станиц Старочеркасской и Раздорской.

Вступление России в первую мировую войну привело к сокращению объемов работ по возведению шлюзов в различных регионах страны.

Однако работы по шлюзованию на Дону не были прекращены, но объем их был сокращен. Особое внимание было уделено Кочетовскому шлюзу, который бы позволил уже в 1916 г. использовать для навигации 200 км нижнего течения Северского Донца.

До открытия Волгодона в 1952 году, по Дону в сутки проходило одно судно. В межень (послепаводковый период и до осени) Константиновская протока была не судоходная, её переходили коровы. Суда шли по Бабским коленам (Бабская протока). На о. Лучка запланированный царский шлюз, строили из того же камня, что и шлюзы по р. Северский Донец и Кочетовский.

Фото: Царский шлюз, гранитные блоки шлюзовой камеры.

Гранит добывали из священного каменного карьера в Финляндии. Краевед Говоруха Анатолий Семенович пишет, что гранит возили из Финляндии. Испытания показали, что, нагреваясь до +40С и охлаждаясь до −40С он не давал трещин. Заготавливали его и обрабатывали до необходимых размеров и блоков там же, в Финляндии.

Фото: Говоруха Анатолий Семёнович и Качура Евгений Федорович, ст. Кочетовская, 2 июня 2018г.

Интересная деталь: постамент, на котором стоит памятник Петру I в Санкт-Петербурге, изготовлен из того же финского гранита.

Фото: Памятник Петру I.

Впоследствии как строительный камень его стали завозить в донские края для строительства шлюзовых камер Дона и Северского Донца.

Для доставки камня из Борщевской балки и гранитных блоков на о. Лучка использовали узкоколейку с паровозом «Кукушка».

Гранитные блоки речными судами доставляли и выгружали по большой воде на правый берег в Зимовной. Затем их по узкоколейке доставляли на строительство. В 50-е годы прошлого столетия при обследовании водолазами Дона в районе Золотовского яра в Зимовной нашли и достали из воды рельсы узкоколейки, по которым возили камень на остров Лучка.

На работах по устройству трех нижних шлюзов в том числе Константиновский, Кочетовский использовался почти исключительно труд военнопленных. Только на Константиновском карьере весной 1915 г. работало более 400 военнопленных.

В Донских областных Ведомостях в рубрике «Местная хроника» указывается, что первые партии пленных австрийцев начали поступать в Ростов на Дону в конце мая — начале июня 1915 года.

Фото: Перевозка пленных австрийских офицеров, из ИНЕТА. Фото: С инета.

На Кочетовском шлюзе, за административным зданием расположено кладбище строителей, пленных австро-венгров. До наших времён в районе станицы Камышевской сохранилась надпись на каменном надгробье с крестом- «Австро-венгерским военнопленным, погибших на строительстве шлюза 1914-1915 годы».

Кладбище строителей царского шлюза на о. Лучка не сохранилось, как и не сохранилось кладбище городка Бабей. Как говорят старожилы, старинное кладбище по ул.1Мая являлось как бы продолжением кладбища с острова, якобы хоронили ещё жителей с правобережья на старом кладбище на острове, лошади перевозили покойников через Константиновскую протоку, но вода не касалась стремян. Видимо рытье котлована под австрийский шлюз не позволит нам сегодня узнать не только расположение кладбища на о. Лучка, но и сделать другие открытия жизнедеятельности наших предков на о. Лучка.

Краснянский П.И.,1948 года рождения, рассказывает, что на острове Лучка шлюзовая камера сделана из блоков монолитного бетона. Завод, где лили бетон был по нынешней дороге на учхоз школы механизации с правой стороны, где брали щебенку. Где стоят бетонные тумбы, был завод, и делали бетон, а из бетона изготовляли монолитные квадратные плиты и возили по узкоколейке на остров и там укладывали. Мальчику было 5-6лет (что соответствует строительству Гидроузла в 1953 г) они ездили с отцом на дрожках в х. Старозолотовский и отец говорил сыну, что пленные немцы после войны строили гидроузел, а Сталина не стало и кончилось строительство. Вагонетки валялись там, где добывали камень в Борщевской балке. Добыча камня-вагонетки-конец войны-пленные немцы-австрийцы-шлюз на о. Лучка. Здесь явное заблуждение со строительством Гидроузла в 1953 году.

Кукушка.

Схема узкоколейки: От Борщевской балки до Зимовной и обратно. От Борщевской балки мимо Вторчермета на о.Лучка и напротив ул.1 Мая узкоколейка перебегала на ул.Береговую и бежала до Борщевской балки.

Узкоколейка была построена от правого берега Дона напротив Золотовского яра в Зимовной, затем шла до начала Борщевской балки — где добывали камень и бежала через Константиновскую протоку в районе Вторчермета на о. Лучка,

Фото: Узкоколейка подходила к Дону, район Вторчермета.

затем в районе ул.1 Мая пересекала Константиновскую протоку и продолжала свой бег по ул. Береговой до Борщевской балки.

Небольшие паровозики «Кукушка» перевозили строителей и камень с балки на строительство царского шлюза.

В Долгом — конец Борщевской балки, был целый щебзавод. Когда строили Волго-Дон, сколько щебня отсюда вывезли?

Фото: Камень Борщевской балки. Фото: Следы выкопанной узкоколейки на о. Лучка.

Существует версия, что камень в вагонетках пленные австрийцы двигали вручную до о.Лучка и, что основная масса камня была перевезена телегами, а гранитные блоки были доставлены быками.

2. Конец 1952 — март 1953 года.

Ступени Нижне-Донской лестницы.

Заканчивалось строительство Волго-Донского канала. Технику и людей надо было направлять на другие стройки. Десятки лагерей с заключёнными переводили на новые стройки народного хозяйства. Амнистия, в связи с окончанием Волгодонстроя, породила много проблем. Толпы бывших заключенных пешком продвигались в сторону Ростова н/Дону. Осенью и в начале зимы 1952 года донские хутора левобережья замирали в страхе. Голодные амнистированные ногами выбивали двери и окна в домах и забирали еду. Местные жители вечерами ходили с гирьками на ремешках в карманах, с отрезками арматуры в рукавах.

В конце 1952 года в Константиновском районе располагались два лагеря заключённых — один в микрорайоне Черемушки (между винцехом и Черемушками), другой — обслуживал Константиновский черепично-кирпичный завод.

Кирпичный заводбыл огорожен колючей проволокой, стояли вышки, у охраны были собаки. Здесь были и бараки лагеря. Заключенные в город не выходили. В начале 1953 года лагерь был расформирован, бараки переделали в общежития, а потом в квартиры, и пошли объявления в районной газете «Знамя коммунизма»: » требуются рабочие, квартиры предоставляются«.

Заключенные лагеря, расположенного между винцехом и Черёмушками, в 200-250 м западнее МТФ, были уголовниками и политическими, немецких военнопленных среди них не было, так как они были уже отправлены в Германию. Смирнов Н.Н. в книге «Тайны Волгодонстроя» пишет, что в первых числах октября 1949 года в связи с отправкой немецких военнопленных- преступников, осужденных советским судом к длительным срокам заключения. на родину и снятием их с объектов в срочном порядке была произведена замена на советских заключенных.

Основная масса заключенных жила за колючей проволокой, бараки были в два ряда. Лагерь был не большой. За колючкой были бараки для бесконвойных. На рукавах их телогреек красовались белые нарукавки «БК» (без конвоя). Киномеханик Сиволобов Василий Федорович, 1927 г рождения, житель х. Ведерников, крутил в лагере фильмы. Заключенные вымостили каменную дорогу за винцехом к Дону, так называемая «Сталинская дорога» выложена с севера на юг. Сталинская дорога сегодня проходит западнее МТФ 200-250 м. и далее до Дона. На сегодня дорога заросла деревьями и используется нерадивыми хозяевами для свалки мусора. Крупный булыжник уже выбран и увезен, остался крупный щебень.

фото Фото природы

Дорога шла мимо лагерных бараков, лагерь был не большой. Якобы до 1948 года там были немцы. Деревянные бараки не имели фундаментов, а стояли на камнях.

Фото: Основания бараков.

Зеков использовали зимой для заготовки льда. Автоматчики их выводили на лед, ветками обозначали периметр и заключенные двуручными пилами заготавливали лед.

Осенью 1952 года вырубали вековые деревья на левобережье, готовили место для будущего строительства Константиновского гидроузла.

В сентябре — октябре 1952 года приехали строители на стройку.

Объекты строительства второй ступени Нижне-Донской лестницы

1. Водосливная плотина.

2. Шлюз.

3. ГЭС.

4. Рыбоподьемник.

5. Судоходный канал.

6. Искусственное нерестилище.

Список строителей из районной газеты «Знамя коммунизма»:

1. Прораб Ванеев Петр Константинович.

Прораб Ванеев Петр Константинович прибыл с Цимлянского гидроузла, там он возглавлял работы по сооружению плотины Цимлянской ГЭС. Его прорабство было передовым. За образцовое руководство возведением Цимлянской плотины П.К. Ванеев награжден орденом Знак Почета и Почетной Грамотой.

Фото: Начало строительства,1952 год.

2. Десятник Попов В.Т.

3. Снегирев П. — секретарь парторганизации строительства гидроузла.

4. Солонский Иван Макарович — старший прораб участка гидромеханизации.

Фото: Старшего прораба Солонского Ивана Макаровича и десятник Николай Васильевич Бугаев.

5. Марченко Н. — нач. планово — производственной части

6. Константинов — бригадир монтажников

7. Кудрявцев Александр Дмитриевич — сварщик

8. Команда земснаряда № 315 — начальник Сергиенко М.А.

Ветеран речного флота Морозов Юрий Владимирович вспоминал, чтоначальника земснаряда № 315 Михаила А. Сергиенко он знал. Семья Морозова Ю.В. жила в его квартире (напротив здания райкома КПСС, угловой 2-х этажный дом, кв.5, окна квартиры выходили во двор), Сергиенко М.А. уволился и с женой и детьми уехал из района.

9. Команда земснаряда 312 — начальник Захаров А.Г.

10. Терновский — главный механик участка гидромеханизации Константиновского гидроузла.

11. Патрик — начальник механической мастерской.

12. Бугаев Николай Васильевич — десятник

13. П.А. Лонжанский — начальник участка гидромеханизации

14. О.Н.Тихвинский — старший десятник.

15. Томашевский Иван — инженер-геодезист

16. Шалашный Николай — бульдозерист

17. Веревкин Владимир — скреперист

18. Сидоров Андрей — экскаваторщик

19. Закутнев Федор Тимофеевич (местный) — ответственный за стройматериалы

20. Сивашев Александр — Водитель «ЗИС- 150», 80 тыс.км прошел на строительстве Цимлянского гидроузле.

21. Корелин Василий — инженер по эксплуатации.

22. Ковалев Владимир — механик

23. Наумов Н. — геодезист

В марте умирает И.В. Сталин, а в апреле 1953 года в районной газете уже нет сообщений о строительстве!

Строительства второй ступени Нижне-Донской лестницы было остановлено до 1975года. Только через поколение пришли новые строители и начав завершили строительство- Константиновского гидроузла- второй ступени. Третья ступень — Кочетовский гидроузел прошел реконструкцию в 2008 году. Четвертая ступень — Богаевский гидроузел построят к 2020 году.

3. Константиновский гидроузел 1975-1982 гг.

 Один из руководителей стройки – управляющий трестом «Донгидрострой» В.Н. Бобров, начальник УПТК Н.И. Лавров, инженер ПТО В. А. Супрунов

Фильм о строителях и строительстве Константиновского Гидроузла.

Качура Е., член Союза краеведов России.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *